Промышленный дизайн

25.05.2013

Промышленный дизайн

Люди, жившие в Советском Союзе, понимают разницу между товарами отечественного и зарубежного промышленного производства. И эта разница не связана с качеством или стоимостью, ведь по данным параметрам отечественная продукция не уступает соответствующей импортной, а иногда даже превосходит ее. Неприятной особенностью нашей электроники, бытовой техники, приборов, машин, автомобилей и других продуктов отечественной промышленности является плохой дизайн. Нередко складывается впечатление, что прогрессивный термин «промышленный дизайн» вообще не известен в странах бывшего СССР.

При прочих достоинствах, внешний вид всегда был слабым местом продукции отечественной промышленности. Такое несоответствие фатально влияет на нашу конкурентоспособность. Во многих областях промышленности у нас есть прекрасные образцы качественной продукции, ничуть не уступающие зарубежным аналогам. Но из-за внешней непритязательности они не вызывают интерес у потенциальных покупателей, хотя по техническим характеристикам часто превосходят импортные товары.

Такая ситуация логична в производстве продукции государственного масштаба. Для космической индустрии или для атомной энергетики дизайн не имеет никакого значения. Но для производства товаров массового потребления ни в коем случае нельзя пренебрегать этим фактором. Технические характеристики, безусловно, важны, но обратит ли человек внимание на бытовой прибор или электронное устройство, выделив конкретный товар из массы других, зависит от внешней привлекательности продукта.

Из-за плохого промышленного дизайна наши товары не могут конкурировать с импортными. Мировой рынок заполнен красивой и при этом качественной продукцией, на фоне которой наша просто незаметна. Более того, доля отечественных товаров на российском рынке постоянно сокращается.

А это извечная российская проблема. Ведь все финансирование государство направляет только в добывающие и обрабатывающие отрасли промышленности. До тех пор, пока в России сырьевой рынок остается приоритетным, бессмысленно надеяться на внезапный рост конкурентоспособности продукции машиностроения или приборостроения. Предприятиям, производящим оборудование для рядовых потребителей, необходимо полное переоснащение, внедрение в производство новейших технологий и финансирование на подготовку специалистов. Только тогда можно будет заняться промышленным дизайном в масштабах страны.